Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы дефектолога

В средней школе № 61 г. Минска функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи, в котором учитель-дефектолог Елена Валентиновна Конон проводит занятия с учащимися с нарушениями речевого или психофизического развития.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Кодекса Республики Беларусь об образовании учащийся  с нарушениями речевого и (или) психофизического развития  зачисляется на занятия в пункт коррекционно-педагогической помощи при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которое содержит рекомендацию об оказании ему коррекционно-педагогической помощи в текущем учебном году. 

       На обследование на психолого-медико-педагогической комиссии в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации учащихся направляет школьный учитель-дефектолог.

График работы 

пункта коррекционно-педагогической помощи

2020/2021 учебный год

 

 

График работы

учителя-дефектолога

Е.В. Конон

(каб. 253-Б)

График работы

учителя-дефектолога

К.В. Лавышик

(каб. 142-Б)

Понедельник

13.00-15.30

12.50-17.45

16.25-18.30

Вторник

13.30-19.00

13.20-16.00

16.30-17.45

Среда

13.10-15.30

14.00-15.55

16.25-19.00

16.30-17.50

Четверг

13.00-18.00

12.50-13.45

14.40-16.05

16.30-17.50

Пятница

13.30-18.30

13.20-17.50

КОНСУЛЬТАЦИИ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

ЕЛЕНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ КОНОН

 КОНСУЛЬТАЦИИ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

КАРИНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ ЛАВЫШИК 

ПОНЕДЕЛЬНИК

18.30-19.00

ЧЕТВЕРГ

18.00-18.30 

(открытая лекция учителя-дефектолога для родителей)Формирование правильного звукопроизношения у детей

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако, многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.

Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причём нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и т.д.). Многие из них потом обращаются за помощью к специалистам, сетуя на родителей за то, что те своевременно не предприняли необходимых мер.

Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме.

Особенности усвоения детьми звуков речи

Овладение правильным произношение речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребёнка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребёнком лепетно, с очень искажённым, неточным, неточным звуковым составом. Правильным произношение звуков речи ребёнок овладевает лишь постепенно.

В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки (А, О, Э, П, Б, М).  Именно из этих звуков и состоят первые слова ребёнка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более сложные по артикуляции согласные звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастное косноязычие», поскольку в определённом возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям. 

Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребёнком как бы в несколько этапов. Например, ребёнок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала меняет его на ТЬ, на СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в его речи звучит как ТЮБА, СЮБА, СУБА и, наконец, ШУБА.

Вот самые распространённые звуки-заменители для сложных по произношению согласных:

Л:  Й – ЛЬ – Л (йампа – лямпа – лампа)

Р:   Й – ЛЬ – Л – Р (йиба – либа – лыба – рыба)

С:  ТЬ – СЬ – С (тянки – сянки – санки)

Ш: ТЬ – СЬ – С – Ш (тюба – сюба – суба – шуба)

Ц:  ТЬ – СЬ – Ц (тяпля – сяпля – цапля)

 Но даже и после овладения правильным произношением звука ребёнок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно, как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребёнок начинает употреблять его и вместо С, произнося слово СУМКА как ШУМКА или САША как ШАША. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребёнку окончательно овладеть звуком. В этом поможет родителям речевой материал, специально подобранный на каждый трудный по артикуляции согласный звук. В книжных магазинах представлен широкий выбор домашних логопедических тетрадей для работы над определённым звуком.

По мере созревания речевого аппарата ребёнка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, всё более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчётливая и неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком для него процессе овладения правильным произношением звуков. если же такой образец отсутствует, то усвоение ребёнком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об свидетельствуют, например, случаи довольно широко распространённой «семейной картавости», которую ребёнок усваивает, подражая родителям.

С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения звуков речи. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребёнком («Да ты мой дологой, холосый!»). Здесь ребёнок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей!

Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, приведём небольшую таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Время появления звуков

(в годах)

1-2

2-3

3-5

5-6

Звуки

А О Э

П Б М

И Ы У

Ф В

Т Д Н

К Г Х Й

С З Ц

Ш Ж Ч Щ

Л

Р

 

 Из таблицы видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щёк), что придаёт звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.

Советы для родителей

 Уважаемые родители, помните! 

  • Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок в будущем приобрёл интересную специальность, раскрылся как личность, в первую очередь научите ребёнка грамотно и красиво говорить.
  • Правильная речь необходима человеку любой специальности. Неправильная скудная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, характере, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих. Поэтому ребёнок должен слышать только  правильную речь в семье.
  • Речь отца, матери и всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребёнок.

 Родители!

Вы - первые учителя родного языка для своего ребёнка!

Семья – первая школа 

  • Без помощи взрослых ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте. Говорите и отвечайте на все его вопросы спокойно, неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова – это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.
  • Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных, надуманных слов, например, таких как «ням-ням» или «бобо». Ребёнку приходится затем переучиваться и запоминать вновь правильные слова. Этим вы задерживаете правильное развитие речи Вашего ребёнка.
  • Прививайте детям правильные речевые навыки. Не допускайте у детей быстрой, торопливой речи. Приучайте ребёнка говорить неторопливо, чётко, выразительно, правильно произносить звуки и слова.
  • Не перегружайте ребёнка речевым материалом. Не давайте детям младшего школьного возраста заучивать длинные стихотворения.
  • В случае возникновения у ребёнка заикания или задержки речевого развития сразу обращайтесь к логопеду.

 

Чтобы во рту не было «каши» 

К сожалению, большинство родителей замечают, что их ребёнок не выговаривает какие-то буквы только при записи его в первый класс. И тогда начинается муштра, ежедневные занятия и с логопедом в поликлинике, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребёнка до сентября, Но, во-первых, это очень большая нагрузка для детей: за несколько месяцев освоить то, чему надо было учиться 5-6 лет. А, во-вторых, таких проблем можно было бы избежать, если бы родители хотя бы раз в год приходили с ребёнком к логопеду, который вовремя увидит нарушение в развитии речи у малыша.

 Что должен уметь ребёнок

          В 3 годамалыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращённую к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребёнок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на «кашу» во рту, - всё в порядке. Помощь специалиста нужна трёхлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования.

         В 4 года ребёнок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Для мам и пап это своеобразный критерий «правильности» развития их сына или дочери. Родители привыкают к неправильной речи своих детей и могут «перевести» детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.

         В 5 лет ребёнок ещё может не выговаривать букву «р». Но малыш старательно выстраивает предложения, употребляет много слов.

В 6 лет перед школой считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить.

Советы для родителей

     ●  Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, ещё и плохо едят. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребёнка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками кусковое мясо.

       ●Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щёки в другую.

  • Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками: пусть сам застёгивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сначала «помогать» одеться куклам и даже родителям. 
  • По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет всё понятнее не только маме. 

      ●  В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус. 

  • Многие мамы не доверяют ребёнку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

Детские неврозы 

Ритм нашей жизни постоянно ускоряется. Огромный поток информации, постоянно окружающий нас, бешеные скорости, часто меняющиеся обстоятельства жизни вызывают усталость, раздражение и психоэмоциональную неустойчивость даже у взрослых, вполне сформировавшихся людей. Дети в этой ситуации оказываются совершенно беззащитными.

 Детские неврозы – наша дань цивилизации

 Детская нервность может быть обусловлена разными причинами: инфекционными, травматическими, наследственными, неблагоприятными условиями жизни ребёнка, неправильным воспитанием и психотравмирующими ситуациями, особенно теми, которые сильно пугают ребёнка. Сильный страх также пагубен для ребёнка, как и чрезмерное горе. Результатом всего становится невроз. Есть несколько проявлений этой болезни:

  • Неврастения, когда неуверенность в себе, робость парализуют ребёнка. Он пассивен и плаксив, не пытается преодолевать трудности, не делает попыток защитить себя. Как правило, ребёнок чувствует себя очень несчастным.
  • Неврознавязчивых состояний начинается со страхов, что ведёт к повышенной тревожности, мнительности и перестраховке. Страх болезни, смерти, несчастья, наказания очень изматывает таких детей.
  • Истерия характеризуется эгоистичностью, несамостоятельностью, внушаемостью, капризностью и является результатом неправильного, слишком «податливого» воспитания.
  • Тики – фиксированные непроизвольные подёргивания. Один вид тика может сменяться другим: сначала ребёнок подёргивает головой, потом мигает, усиленно моргает или издаёт повторяющийся звук.

 Детские неврозы 

  • Энурез, если это не урологическая проблема, расценивается как болезнь у детей с 4 лет, а до этого является вариантом нормы. В зависимости от того, был перерыв в младшем возрасте или ребёнок мочится постоянно, лечение проводится медикаментозно или сводится к выработке навыков личной опрятности.
  • Заикание бывает невротическим и неврозоподобным, иногда свидетельствует об общем недоразвитии речевого общения такого ребёнка  и для его исправления порой бывает достаточно  внушения, что «кто говорит спокойно и медленно, тот говорит чисто и ясно». Заикание бывает только приобретённое и с 3-летнего возраста лечится логопедом.

 Если вы узнали хоть одно из таких проявлений, значит пора обратить внимание на здоровье вашего ребёнка.

Воспитывая ребёнка, помните, что его психика отличается от вашей, она более ранима. Ребёнок многое не понимает, но способен глубоко переживать и даже страдать. Родителям ребёнка следует одобрить его, помочь устранить ощущение несостоятельности, привести в самосознание своего чада чувство гордости собой, научить делать не только то, что делают другие, но и самому проявлять активность, помочь установить равноправное общение со сверстниками. Ребёнок не опасается нападения и угроз только в том случае, если способен себя защитить.

 Приучите ребёнка к занятиям спортом, начните закаливать его,

соблюдайте режим труда и отдыха. Купите домашнее животное, чтобы ребёнок заботился о нём и чувствовал ответственность, - и вы удивитесь результатам. В комплексе с мерами, предложенными участковым невропатологом, и здоровым, гармоничным воспитанием вы сможете вернуть нервному ребёнку счастливое детство.

 

Разделы сайта