В советские времена существовало убеждение, что суицид - явный признак психического заболевания. То есть каждый суицидент посмертно получал звание ненормального, а тех, кого удалось вытащить, пожизненно ставили на учет у психиатра (со всеми вытекающими последствиями). Вообще размышления о самоубийстве - чаще всего признак не отсутствия, а если хотите, избытка ума (то самое "горе от ума", о котором не раз уже приходилось говорить). Поэтому трудно переоценить заслугу известного психиатра А.Г.Амбрумовой - она сумела фактически доказать то, что большинство суицидентов - люди практически здоровые. И основала для них в Москве телефон доверия, а также кризисный стационар - не только чтобы откачивать тех, кто сделал этот шаг, сколько затем, чтобы предупредить самоубийства.
Все суициды делятся на три группы: истинные, скрытые и демонстративные.
Истинный суицид никогда не бывает спонтанным - хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние, или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие. Даже самые близкие люди. Нередко такого состояния человек не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду - размышления человека о смысле жизни. Поэтому в своего рода "группу риска" по суицидам составляют подростки и старики. Далеко не все подростковые самоубийства происходят от несчастной любви. Просто "юноша, обдумывающий житье" (или, соответственно, девушка) не нашел для себя ответа, каково его предназначение в этом мире (а в силу подросткового максимализма принять ответ "жить для того, чтобы жить" ему еще очень трудно). Да и основной процент самоубийств «из-за любви» происходит не потому, что подростку приспичило начать интимную жизнь или у него бушуют гормоны. Просто чаще всего детская влюбленность– не что иное, как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН…Старики же уходят из жизни, если вдруг понимают, что всю свою жизнь они прожили напрасно. Да, если пожилой человек уверен, что сделал на своем пути хоть что-то значимое (хотя бы для себя самого), тогда он начинает любить жизнь. А вот те, кто убеждается, что все их существование прошло впустую, могут пойти на суицид и в преклонном возрасте.
Да в конце концов, потеря смысла жизни может выглядеть как угодно - все зависит от того, кто в чем видит этот смысл. Безденежье может толкнуть на роковой шаг того, для кого вся жизнь сводится к богатству; несчастная любовь может стать причиной суицида в том случае, если влюбленный не мыслит будущего без любимой; а женщина, убежденная, что ее предназначение - только в материнстве, может покончить с собой из-за обнаруженного бесплодия… Хотя, конечно, в любом из подобных случаев можно найти другой, более конструктивный выход.
Но основная часть суицидов - это не что иное, как попытка вести диалог: только, разумеется, вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Это явление психиатры часто называют демонстративным суицидом.
Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на «неуправляемость» детей и подростков: мол, на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища… Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой. Начинают (это, конечно, самые «умные») давать ему успокоительные препараты… А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть обругают – но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни. С мыслью: мол, наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть. Вернее, был…
Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа (чаще со стороны именно слабых людей, у которых просто нет других способов воздействия - см. Насилие семейное). Мол, "сделай то-то и то-то, или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд...» И бич демонстративных самоубийц — случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон... А они-то хотели только попугать! Можно, конечно, добиться своего другими способами. Но беда практически всех суидидентов в том, что они точно также глухи к окружающим, как окружающие к ним. Поэтому-то чаще всего и не получается конструктивного диалога.
Скрытый суицид - удел тех, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы, но тем не менее другого пути опять же найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни "по собственному желанию", а так называемое "суицидально обусловленное поведение". Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость… Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни: как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.
Что же делать, если вы заметили склонность к суициду у близкого человека, или, паче чаяния, сами все чаще думаете об этом?
Прежде всего нужно выучить, что не каждый потенциальный самоубийца - психически больной. И тех, кого вытащили с того света, вовсе не обязательно клеймить психиатрическим диагнозом. Вообще суицид - не повод для осуждения. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.
На вопрос о смысле жизни однозначного ответа нет - потому что этих смыслов жизни огромное количество. И для каждого может найтись свой, причем не один! Если у вас возникли мысли "зачем я живу" - значит, вы собственный смысл жизни просто-напросто потеряли. Так его вполне можно отыскать - более того, во время таких "поисков" может обнаружиться другой, новый смысл, порой даже более интересный и достойный. Поэтому главное в решении любой проблемы - не упираться носом в надпись "нет выхода", причем выход-то рядом, надо только голову повернуть.
Если ваш близкий начал вести себя слишком рискованно - это тоже повод прислушаться к его проблемам. Ничего, что он вполне может быть сильной личностью и даже главой семьи - может, ему просто не хватает душевного тепла и понимания? Учтите, что скрытый суицидент чаще всего сам вам никогда не пожалуется - большинство из них, как правило, мужчины, а мужчинам у нас "плакаться кому-то в жилетку" не принято. Именно поэтому, кстати, среди клиентов психотерапевтов примерно четыре женщины на одного мужчину, а в статистике суицидов - четверо мужчин на одну женщину.
Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что мол, "кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает". Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту "диагноз" здесь поставить очень сложно. Поэтому не всегда стоит пропускать такие высказывания мимо ушей.
Если же кто-то с помощью попыток к суициду вами откровенно манипулирует, лучший способ - держаться от него подальше (таким образом, без зрителей спектакль не состоится). Не поддерживайте диалог негодными методами. Разумеется, поддержать другие способы разговора, более приемлемые, здесь можно и даже нужно.
Людям, склонным к демонстративному суициду, хочу сказать: наверняка все ваши мысли и все ваше поведение зациклено на какой-то конкретной личности: мол, вот я умру, он (или она) тогда поплачет, тогда поймет… Но учтите - далеко не факт, что пресловутая личность среагирует именно так, как вы хотите: возможно, любимый вовсе не будет убиваться у вашего гроба, а непослушный ребенок вовсе не будет терзать себя чувством вины. И проверить это лично вы уже не сможете. Поэтому стоит ли рисковать жизнью, чтобы только попытаться "кому-то что-то доказать"? Лучше всего попытаться выйти на диалог конструктивными методами - во всяком случае, прямо сказать человеку, чего вы от него ждете, может быть эффективнее, чем рисковать жизнью - штукой в общем-то довольно привлекательной и интересной.
Учтите и то, что бессознательное сравнение суицидентов с психами опять-таки еще не изжито - и как на вас посмотрит ваш "предмет чувств" после вашего неадекватного, по его мнению, поступка, если вы останетесь живы? Очень вероятно, что не только не бросится вам на шею с проявлениями любви, но и попытается держаться от вас подальше…
В конце концов, возможно, вам надо просто выговориться - эмоции требуют выхода. Если не можете доверить свои чувства кому-то близкому или специалисту-психологу, можете просто вести дневник. Это спасло от самоубийства многих людей - к их счастью, а возможно, и к нашему.
Вообще с демонстративными суицидами следует быть осторожным. Распространенный в народе способ отговорок - "чего встал, прыгай давай" - может сработать с точностью до наоборот. Здесь лучше сказать такому самоубийце, что решение о суициде - дело сугубо личное. Вся ответственность за это решение лежит на самом человеке. И все записки "в моей смерти прошу винить"… - извините, полная глупость. Никто ни в чьем самоубийстве не виноват (даже уголовный кодекс в статье "доведение до самоубийства" перечисляет очень ограниченные условия).
Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: мол, нельзя делать детей сиротами, нельзя бросать близких… Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: мол, я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе! Опять-таки, скажите такому человеку, что никто не заставляет его жить насильно. А если он хочет в этой жизни быть значимой личностью – то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами?
Даже безработица и финансовый кризис - не повод для суицида! В этом случае близкие, правда, часто утешают так: да ты не бойся, мы тебя прокормим… А вы не думаете, что это для человека удар по самому больному - раньше он сам зарабатывал и кормил кого-то, а теперь вынужден побираться? Помощь здесь лучше предложить по-другому: не прокормим, а поможем первое время. Не берите человека на полное обеспечение, а простимулируйте его доказать хотя бы самому себе, что своего разума и умений он не потерял.
Вообще важно переключить возможного самоубийцу с мысли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему "Да ты не думай об этом!" Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: "Не думай о слоне". Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно так же нельзя впрямую отговорить человека "не думать о суициде". Лучше подкинуть ему иную работенку для мозгов!
…Итак, виноватых в самоубийстве, как правило, нет. Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И распоряжаться своей жизнью - неотъемлемое право каждой личности. Но лучшая профилактика суицида - дать возможность каждому ощутить это право, равно как и право искать другие методы для решения проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью!
В период депрессии в силу тягостного состояния, подавленного инстинкта самосохранения, невыносимой душевной боли, могут возникать мысли о самоубийстве - суицидальные мысли, которые обычно свидетельствуют о тяжести депрессии.
Самоубийство встречается в 15% случаев нераспознанных расстройств настроения, и наиболее часто возникают спустя 4-5 лет после начала заболевания.
При наличии суицидальных мыслей у больного возникает, жгучее желание жестоко наказать себя, не обременять других заботой о себе, «не быть обузой для окружающих». Все убеждения больных о том, что это состояния временное, что опыт тех людей, которые поправились, даже их собственный предыдущий опыт, должен опровергнуть безысходность их положения чаще всего оказываются тщетными. В ряде случаев возникает мысль, о какой – то бредовой убежденности больного в бессмысленности своего существования.
Следует иметь в виду опасность импульсивных суицидальных попыток. Суицидальные действия возможны и при неглубоких депрессиях, особенно при отсутствии двигательной заторможенности, наличия чувства изменения восприятия окружающего мира и собственной личности. Иногда это проявляется в обостренном восприятии красок, звуков и ощущений «все ярко и резко, все искаженно каким – то образом», иногда, - напротив – в чувстве притупления происходящего («сквозь тусклое стекло»).
При тяжелой депрессии, больные бывают настолько слабы, что не находят сил лишить себя жизни, но когда они начинают выходить из депрессии или получают препараты, усиливающие их активность, возможны попытки самоубийства. Больной депрессией может детально проработать план самоубийства и, испытывая временное облегчение, производить на окружающих мнимое впечатление об улучшении своего состояния, однако, риск самоубийства при этом достаточно высок.
К группе повышенного риска суицида относятся лица мужского пола 16 -25 и 55 – 70 лет. В последнем случае риск самоубийства возрастает у одиноких лиц, особенно страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, а также у тех больных, родственники которых покончили жизнь самоубийством. К суицидально опасному периоду при аффективном расстройстве относится предменструальный синдром и годовщины трагических для больного событий. У людей с низким уровнем в спинномозговой жидкости основного метаболита серотонина – 5 – гидрооксииндолуксусной кислоты согласно результатам многих исследований высок риск самоубийства. После суицида в тканях мозга обнаружено повышенное содержание гидрокортизона и норадреналина (Lopez J., 1997).
Больные, страдающие аффективными расстройствами, для суицида чаще всего используют трициклические антидепрессанты и препараты лития. Достаточно часто суицидальная попытка совершается в состоянии алкогольного опьянения.
Клинический опрос больного с подозрением на опасность суицида включает в себя вопросы, направленные на выявление чувства безнадежности, готовности совершить самоубийство, наличие его детального плана, приготовления к суициду (составление завещания, приведение в порядок своих финансовых дел, поиск орудий самоубийства).
ВНИМАНИЕ!
Как же узнать о том, что ваш друг или знакомый хочет совершить попытку самоубийства? Вот основные признаки суицидальных намерений:
- Депрессия (тоска, отчаяние, отсутствие аппетита, безразличие, бессонница).
- Устные или письменные намеки (включающие в себя рассуждения о самоубийствах, рассказы о своих проблемах, просьбы о помощи или предпочтение пессимистических, мрачных или суицидных тем в искусстве, литературе и беседах).
- Социальная изоляция, уход в себя (отсутствие поддержки сверстников).
- Проблемы в учебе (низкая успеваемость, прогулы, опоздания).
- Поведение, направленное на саморазрушение (попытки самоубийства, членовредительство, безрассудство, частые происшествия).
- Употребление алкоголя и наркотиков – это повышает вероятность действий, совершаемых под воздействием внезапных импульсов.
- Вызывающее поведение (уходы из дома, преступность, сексуальная распущенность, нежелательная беременность).
- Внешний вид (безразличие к своему внешнему виду, небрежность в одежде).
- Беспокойное поведение (частые смены настроения).
- Жалобы на здоровье.
- Поглощенность темами смерти.
- Раздаривание ценных вещей и составление завещания.
- Недавнее самоубийство (потеря) друга или близкого родственника.
И помните, что если есть ВХОД, то обязательно ВСЕГДА есть ВЫХОД!
Депрессия у подростков
Особое внимание следует уделить вопросу, как подростковая депрессия и другие связанные со стрессом расстройства, а также факторам, помогающие оградить подростков от таких нарушений.
Исследования психических расстройств в подростковом возрасте выявили довольно низкую частоту депрессий в степени от умеренной до тяжелой, при которых симптомы могут представлять жизненную угрозу. Согласно данным недавнего исследования американских психологов было обнаружено, что процент страдающих от данных расстройств является стабильно низким, повышаясь в возрасте 16 и 19 лет.
Исходя из опыта совместной психолого-педагогической работы с нашими детьми, мы можем говорить о наличии депрессивных состояний у учащихся. Эти состояния возникают, как правило, в осенне-весенний период, в периоды усиленной умственной и психологической нагрузки или сложных ситуаций в общении.
Симптомы депрессии различны у мальчиков и у девочек. При наличии проблем у мальчиков они чаще втягиваются в асоциальное поведение, такое, как нарушение закона и употребление алкоголя или наркотиков. Девочки, как правило, обращают свои переживания внутрь себя. В среднем депрессия примерно в два раза чаще встречается у подростков-девочек, нежели у мальчиков. Предполагают, что это связано со снижением самоуважения, которое иногда происходит у девочек при переходе в старшую школу. На девочек иногда оказывается давление со стороны сверстников и средств массовой информации, подчеркивающее большую значимость для них привлекательности и хороших взаимоотношений, чем достижений.
Депрессия в подростковом возрасте часто возникает в ответ на внутренние и внешние стрессы одновременно с другими расстройствами и сопровождает их. Таким образом, депрессивные и тревожные расстройства часто встречаются вместе, равно как и депрессивные расстройства и расстройства поведения. Мальчики значительно чаще ведут себя разрушительно при депрессии, в то время как у депрессивных девочек чаще развиваются нарушения питания. Высокий процент подростков обоего пола, совершающих попытку суицида, находится в депрессии как до, так и после нее.
С другой стороны, негативный образ тела может привести к нарушениям питания и затем к депрессии. Было обнаружено, что повышенный риск депрессии связан с болезнью, и это также может оказывать взаимное влияние – хроническая болезнь создает депрессию, а депрессия может увеличить уязвимость к заболеваниям. Депрессия может также создавать другие проблемы вследствие ее влияния на межличностное взаимодействие, и наоборот.
1. Факторами, подвергающими подростков риску депрессии и стрессовых реакций, являются следующие.
2. Негативный образ тела, который, как полагают, приводит к депрессии и нарушениям питания.
3. Повышенная рефлексия о себе и о будущем, которая может приводить к депрессии, если подросток увязает в своих негативных переживаниях.
4. Семейная дисфункция или проблемы с психическим здоровьем у родителей, которые могут вызывать стрессовые реакции или депрессию, а также нарушения поведения.
5. Супружеский разлад или развод и материальные трудности в семье, которые приводят к депрессии и стрессу.
6. Низкая популярность среди сверстников, которая связана с депрессивным состоянием у подростков.
7. Слабые успехи в школе, ведущие к депрессии и разрушительному поведению у мальчиков, но, по всей вероятности, не влияющие так на девочек.
Что помогает преодолеть эти трудности?
1. Хорошие взаимоотношения с родителями и со сверстниками.
2. Умения, занятия (спорт, музыка, ремесло или учебный предмет) – основа для уверенности в себе.
3. Роль ответственного за других людей (младших братьев и сестер, членов команды и т.д.).
Если подросток испытывает сильный стресс, нарастает использование более негативных защитных стратегий – употребление веществ, вызывающих зависимость, бунтарство, отвлечение.
В понятие "отвлечение" входит хождение по магазинам, принятие ванны или душа, выход в общество с друзьями, сон, телевизор и еда. Эти виды деятельности не решают проблем прямо, но отвлекают от них внимание.
Основные мотивы
суицидального поведения у детей и подростков:
- Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
- Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
- Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
- Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
- Боязнь позора, насмешек или унижения.
- Страх наказания, нежелание извиниться.
- Любовные неудачи.
- Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.
- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
- Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Суицидальное поведение помимо суицида включает в себя:
ü суицидальные покушения (суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента);
ü суицидальные попытки (демонстративноустановочные действия, при которых человек чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта);
ü суицидальные проявления (мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни).
Рекомендуется обратить внимание на:
v детей, перенесших заболевания или черепно-мозговые травмы;
v чувствительных, неуверенных, импульсивных, замкнутых детей (восприятие ребенком конфликта);
v детей с аутоагрессивным поведением – покусывание, пощипывание ребенком себя;
v детей, склонных к самообвинению (ребенок часто называет себя «идиотом», «дураком», «уродом» и т.п.);
v то, что смотрит по телевидению и что читает ребенок (какие у него есть любимые герои).
v высказывания примерно следующего содержания: «Мне все надоело», «мне надоело жить в таких условия», «лучше не жить, чем жить с вами».
0 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств
Каждый год Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств проводит 10 сентября Всемирный день предотвращения самоубийств. По данным ВОЗ, общее количество самоубийств на сегодняшний день приближается к миллиону в год, а к 2020 году цифра может возрасти в полтора раза.
11 поведенческих сигналов, которые должны насторожить:
- Потеря свойственной ранее энергии
- Затяжные нарушения сна и аппетита.
- Чрезмерная самокритичность или постоянное чувство вины.
- Страх, тревожность и агрессия.
- Длительные проблемы со здоровьем.
- Депрессия — самый верный спутник суицидального поведения.
- Разговоры о самоубийстве.
- Покупка средств увечий — самый очевидный признак.
- Поиск информации о самоубийствах (в Интернете, в книгах, прессе, кино).
- Употребление спиртного или наркотиков.
- Предыдущая попытка самоубийства или наличие примера самоубийств.
Если вы заметили признаки суицидального настроения, нужно:
– Не бояться «сделать лишнего» или обидеть человека своим вниманием и попытками помочь.
– Окружить заботой, вниманием, на самом деле вникнуть в глубинные переживания человека и попытаться их понять.
– Позвонить специалисту на горячую линию доверия.
– Обратиться за помощью к психиатру в психоневрологический диспансер.
Цифры и факты:
- Покончить с собой пытаются в три раза больше женщин, чем мужчин, но убивают себя в четыре раза больше мужчин, чем женщин. Это связано с тем, что мужчины чаще пытаются убить себя при помощи огнестрельного оружия.
- Огнестрельное оружие — преимущественно «мужской» способ рассчитаться с жизнью.
- Каждые 8 из 10 потенциальных самоубийц заранее предупреждают о самоубийстве. Поэтому человек, который грозится совершить самоубийство, должен восприниматься серьёзно.
- Самые высокие показатели по количеству самоубийств приходятся на весенний период. Считается, что это связано с изменением уровня естественного освещения.
- Одна из трёх смертей происходит из-за алкоголизма.
- Самый высокий уровень самоубийств — в богатых странах.
- Пик самоубийств приходится на понедельник, самый стрессовый день для большинства людей.
Особенности адаптации учащихся 10 классов
При изучении адаптации школьников к условиям обучения принят комплексный подход, основанный на представлениях о многоуровневой организации адаптационного процесса, поэтому используются разнообразные социометрические, психологические, физиологические, биохимические и клинические методы.
Многочисленные исследования не оставляют сомнений относительно неблагоприятного влияния высоких учебных нагрузок на организм школьника. Но функциональное напряжение основных физиологических систем непосредственно связано с индивидуальной реакцией каждого на однотипную ситуацию, возникающую в процессе учебной деятельности. В связи с этим представляет интерес выявление роли индивидуальных особенностей учащихся в адаптационном процессе.В связи с тем, что учащиеся 10 -х классов находятся в новых условиях ( новая система занятий, новые формы работы, изменившиеся объемы работы и характер мыслительных действий и др.) необходимо исследование их адаптации .
Социальная адаптация - как приспособление человека к условиям социальной среды - предполагает:
- адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
- адекватную систему отношений и общения с окружающими;
- способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
- способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
У 10-классников изменяется социальное окружение и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки).
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным,
невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети, систематически ослабленные, являются наиболее подверженными дезадаптации. И, конечно же, невозможно говорить об адекватном восприятии подростком окружающей действительности через призму собственной
тревожности, об адекватной системе отнощений и общения с одноклассниками и учителями.
Все это усложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.
Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив.
Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям , интересам и склонностям учащегося , то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
Профильное обучение - это вид дифференцированного обучения учащихся в старших классах , оно предполагает углубленное изучение учащимися одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы деятельности .
Профильное обучение в общеобразовательной школе делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным, во-первых, благодаря углубленному изучению учебных предметов, составляющих ядро интересующей или выбранной профессиональной сферы деятельности; во-вторых, благодаря возможностям Базисного учебного плана для реализации учащимся активной пробы сил.
Осуществляемая профильная дифференциация позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой, - создает условия для допрофессиональной подготовки
и социально-психологической адаптации . Профильное обучение способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора.
Необходимым этапом в разработке рекомендаций по прогнозированию успешности обучения, профессионального становления и оптимизации функционального состояния является изучение процесса адаптации к определенной деятельности.
Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности.
Немаловажен и тот факт, что само по себе успешное трудовое и профессиональное самоопределение повышает адаптивность организма, является источником жизненной активности и позитивных тенденций в дальнейшем развитии личности и совершенствовании здоровья.
Выводы:
Психологическое содержание подросткового возраста предрасполагает к риску возникновения психической дезадаптации.
Существуют некоторые универсальные закономерности адаптации , причем в формировании адаптационных реакций участвует сложная многоуровневая структурно-функциональная система.
Показана закономерная зависимость между выраженностью тревоги и частотой нарушений психической адаптации .
Индивидуальные особенности учащихся играют важную роль в адаптационном процессе.
Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного