Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Полезные советы

Скоро экзамены?

Заканчивается учебный год, впереди вас ждут экзамены. Вы готовы к ним? Что вы испытываете накануне?

Фактор тревожности в предэкзаменационный период со слов самих учащихся выражается:

  • В чувстве изоляции и разобщенности, о чем не могут рассказать ни родителям, ни учителям.
  • В паническом беспокойстве, которое не в силах преодолеть.
  • В состоянии неуверенности в своих силах, нередко выражаемое жалобой на то, что нет "своих мыслей в голове".
  • В ощущении, что ничего не смогут успеть в оставшееся до экзаменов время.
  • В растерянности, из-за неумения отделить главное от второстепенного.

Экзамен - это, безусловно, напряжение. Разубеждать вас в этом не станем. Но давайте будем относиться к ним, как к факту в биографии, как к рубежному шагу: через это все проходили, от этого не умирают.

Как же нужно относиться к экзаменам?

Самое главное - не преувеличивать и не преуменьшать его значение. А с чем можно его сравнить? Наверное, с итоговой контрольной работой в конце года. 
В народе говорят: "Во всем плохом есть что-то хорошее". Давайте и мы с вами попробуем найти плюсы в этом пугающем слове " экзамен": 
Это бесплатный тренировочный шанс для поступления в высшую школу.

Итак, что же мы имеем со сдачи экзаменов?

  • Получение аттестата
  • Тренировка
  • Проверка своих способностей и возможностей

А еще, экзамен - это последняя возможность подставить плечо другу. Совсем скоро вы расстанетесь, возможно, навсегда. Не теряйте ни минуты-

Попробуйте готовиться группами по 2-3 человека. Первый усвоил один вопрос, второй - другой. Рассказали друг другу прочитанный материал. Каждый побывал в роли отвечающего и учителя, объясняя товарищу тот или иной вопрос.

Во время подготовки к экзаменам

вам придется пересмотреть огромную гору литературы.
Как быть?

Умение работать с текстом 
1. Обзор и просмотр. Ознакомьтесь с оглавлением, просмотрите введение. 
Найдите резюме ( если есть ) - получите представление о книге.2. Анализ. Задумайтесь: для чего вы читаете книгу? Грамотный читатель извлечет из книги нужную информацию за короткий промежуток времени.

3. Ориентация. Перед прочтением раздела ознакомьтесь с заголовками подразделов. Ваше чтение тогда будет целенаправленным и осмысленным.

4. Активное чтение. По мере чтения выделяйте ключевые мысли, точно формулируйте их на бумаге.

5.Развитие мысли. Опираясь на записи, проверьте насколько хорошо вы усвоили прочитанное. Попробуйте изложить свою точку зрения.

 

Навыки запоминания.

  1. Ключевые фразы и идеи заносим на бумагу. Не выписывайте целые предложения или абзацы.
  2. Вводные предложения. Задерживаем на них свое внимание в каждом абзаце. Особенно если абзацы большие.
  3. Авторские выводы. Вдумчиво ознакомьтесь с ними.
  4. Сигнальные фразы типа: подводя итоги, таким образом, суть вопроса состоит. Не пропустите их. Они говорят о важном.
  5. Схемы. После прочтения проверьте, что запомнили и отразите свои мысли в виде схемы.

 

Запоминание напрямую зависит от понимания.

 Что хорошо понятно, то лучше и быстрее запоминается

Как ни банально это звучит, но для успешной сдачи экзаменов нужен элементарный режим дня.

Сон - 8 часов

Свежий воздух - 4 часа в день. Идет большой поток информации. Для ее усвоения необходим кислородный обмен. Будет ли у вас "чистый" отдых или вы будите заниматься на пенечке в лесочке либо на балконе - решать вам.

Питание - четырехразовое. Введите добавки: мед, орехи, витамины. Исключите кофе. Пейте фиточай.

Внимание-Ошибка!

 

  1. Анализ экзаменационных работ показывает, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату. Не спешите!
  2. Многие ученики дают прекрасные ответы, но: не на поставленные вопросы. Четко определите, что от вас требуется!
  3. Много времени тратят учащиеся на подробное написание ответов по первым вопросам, в результате последний вопрос либо решается наспех, либо остается без ответа вообще. Возьмите с собой часы, планируйте время!
  4. Экзаменационные работы сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. Будьте внимательны!

Давайте подведем итоги.

  • Живем по режиму
  • Умеем работать с книгой
  • Знаем приемы запоминания
  • Чувствуем себя уверенно

Желаем успеха!

Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам.

  1.  Подготовка к экзамену начинается с обстановки места для занятий. Необходимо убрать лишние вещи, удобно разместить литературу, тетрадки.
  2.  Неплохо было бы привнести в интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвет, так как они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно какого-нибудь рисунка, картины в таких тонах.
  3.  Приступая к изучению экзамена полезно составить план. Для этого необходимо выяснить, что вами изучено недостаточно хорошо. Далее полезно выявить объем работы, который необходимо выполнить, и распределить ею в соответствии с временем, но с таким расчетом, чтобы  у вас остался некоторый резерв времени перед экзаменом на повторение.
  4.  Лучше готовиться по темам изучаемого предмета, а не по вопросам билетов. Это привнесет систему в ваши знания. Обязательно посмотрите программу изучаемого предмета, в ней отражены основные понятия и ключевые слова каждого раздела или темы.
  5.  Конечно, лучше начать с самого тяжелого, с того раздела, который вы знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче «нет настроения». В таком случае полезно начать с того, что вы знаете лучше , с того материала, который для вас интересный и приятный. Это создаст приятный эмоциональный фон для постепенной выработки и усвоения тяжелого раздела.
  6.  При окончании работы над темой или вопросом нужно мысленно возобновить её, представить план ответа. Не забывайте использовать при этом знания, полученные из близких дисциплин. Это значительно обогатит ваш ответ.
  7.  Помните, что преподаватель, экзаменатор оценивает не только содержание ответа, но и культуру речи, умение держаться уверенно, логично мыслить.
  8.  Обязательно необходимо чередовать работу и отдых. Например, 40 минут занятий, после 10 минут –перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.
  9.  Очень полезно писать шпаргалки. Но не берите их с собой на экзамен! Вы больше нервов потратите на то, чтобы незаметно ими воспользоваться. Лучше сосредоточиться и вспомнить, что же вы там написали.
  10.  Необходимо также учитывать биологические ритмы организма: в частности продуктивность запоминания. Учитывайте, что продуктивность меняется на протяжении дня. Память наиболее острая между 8-12 часами. После продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться ( в это время лучше заняться решением задач, упражнениями, проводить систематизацию изучаемого материала). Но с 17 часов продуктивность запоминания вновь постепенно повышается и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня вечером. При этом можно сделать поправку в режиме работы в зависимости от того, проявляется у вас режим «совы» или «жаворонка».
  11.  Очень полезно при подготовке к экзаменам структурировать материал путем составления планов, схем, причем обязательно делать это не мысленно, а на бумаге.
  12.  Очень полезно записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя со стороны.
  13.  При подготовке к экзамену никогда не думайте о том, что провалитесь, но и не рисуйте себе картину легкого триумфа, легкой победы. Мысли о провале  называют саморазрушающими. Они позволяют нам ничего не делать (зачем прикладывать усилия, если всё равно ничего не получится).
  14.  За несколько дней до экзамена обязательно проиграйте в мыслях ситуацию экзамена, вообразите себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно более конкретно, подробно.
  15.  Оставьте один день на повторение перед экзаменом.
  16.  Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите нумера на листочках и вытаскивайте, как на экзамене. Каждый раз, прежде чем рассказать билет , вспоминайте и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать—этот вопрос в знаете хорошо.
  17.  Если вы очень боитесь предстоящего экзамена, попробуйте прием, который называется «доведение до абсурда». В этом случае, постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Вообразите себе самые страшные подробности и ужасные последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте сильнее напугать один одного. Такое усиление страхов обычно приводит человека к мысли, что бояться, по сути, нечего и, даже самые тяжелые последствия на самом деле не такие уже и ужасные. 

 

Памятка психолога для выпускников, которые сдают экзамен 
в форме централизованного тестирования

 

  1.  Сосредоточь внимание! Спеши не спеша.
  2.  Прочитай вопрос дважды, прежде чем писать. Убедись, что правильно понял то,  что требуется.
  3.  Начни с лёгкого.
  4.  Пропускай трудные или непонятные задания. В тесте есть задания, с которыми ты обязательно справишься.
  5.  Читай задание до конца.
  6.  Думай только о том задании, которое ты выполняешь.
  7.  Исключай! Многие задания можно выполнить, если исключить неправильные варианты.
  8.  Запланируй два этапа:

- 1/3 времени на более лёгкие задания

- 2/3 времени на трудные задания

  1.  Проверь! Оставь время для проверки, чтобы увидеть явные ошибки.
  2.  Угадывай! Если ты можешь отдать предпочтение одному ответу интуитивно, доверяй своей интуиции.
  3.  Не расстраивайся! На практике выполнить все задания нереально! Количество выполненных заданий может быть достаточным, чтобы получить хороший бал.

Разделы сайта